Высшее образование: Вице-министр МОН об изменениях в системе высшего образования, обновлённом ЕНТ и автономии вузов
Следить за всеми нововведениями в систему образования порой бывает невозможно. Асхат Аймагамбетов, вице-министр образования и науки, рассказал «Степи», в каком направлении меняется высшее образование, как развивается академическая честность и распределяются государственные гранты, а также почему студентам стоит обучаться на Coursera и зачем вузы повысят требования к учащимся.
Автор: Лейла Калиева
Асхат Аймагамбетов
Вице-министр образования и науки
– Давайте поговорим об общем состоянии высшего образования в стране. Существует ли статистика поступающих в вузы? Какой процент от всех выпускников реально поступают в вузы?
Разумеется, мы ведём постоянный учёт абитуриентов и студентов. Какие специальности востребованы, какие вузы пользуются большей популярностью у выпускников – все это находится под нашим вниманием. Существует также учёт тех, кто поступил на грант, и тех, кто будет учиться на платной основе.
Относительно поступающих в вузы, скажу так: в этом году 50 944 абитуриентов прошли на грант по бакалавриату. На платное же отделение принято 104 077 абитуриентов.
Однако, наша задача заключается не в подсчёте числа выпускников, первостепенная задача — сделать высшее образование более доступным.
Разумеется, сразу возникает вопрос: как это сделать?
Одна из мер – увеличение количества грантов. В прошлом году, например, количество государственных грантов было увеличено на 10 тысяч по сравнению с 2016. В этом году, благодаря пяти социальным инициативам Главы государства, количество грантов было увеличено еще на 20 тысяч. В результате грантовый конкурс составил 1.4 абитуриента на одно место в высшем учебном заведении. Это существенное снижение относительно предыдущих лет. Как видите, государство выделяет беспрецедентное количество грантов.
Ещё одна мера – это повторная сдача ЕНТ, которая проходит ежегодно в августе. Благодаря данному решению, 30 тысяч выпускников получили возможность поступить в вузы в прошлом году. Более того, министерство образования и науки отменило норму об обязательной сдаче тестирования при переводе студентов из зарубежных вузов, благодаря чему только за январь 2018 года в казахстанские университеты перевелись более 6 тысяч студентов.
– Хорошо, вы увеличили количество грантов, убрали ограничения и нормы. Достаточно ли этого, чтобы сделать высшее образование более доступным?
К данному вопросу мы подходим комплексно и последовательно. Со следующего года ребята, поступающие на платное обучение, получат возможность сдавать вступительное тестирование несколько раз – в январе, марте, июне, августе. К примеру, если учащийся 11 класса сдаёт тестирование в январе и набирает пороговый балл, он может сразу подать документы в выбранный вуз и быть условно зачисленным, спокойно заканчивая обучение в школе.
Подобная практика не является новой – её активно используют вузы Российской Федерации и других стран. Их представители зимой приезжают в наши города, проводят тестирование, и ребята, набравшие пороговый балл, сразу зачисляются в российские учебные заведения.
Если же выпускник хочет претендовать на получение гранта, то он обязан сдать тестирование, которое проводится в июне. Только по итогам этого тестирования будет проводиться конкурс и присуждение образовательных грантов. А январское, мартовское, августовское тестирования дают право поступить в вуз только на платной основе.
Помимо сказанного, для того, чтобы помочь выпускнику с выбором специальности, в этом году, вместе с сертификатом ЕНТ, мы начали выдавать абитуриентам информационный лист. На этом листе, в зависимости от выбранной комбинации профильных предметов, абитуриент видит конкретный перечень специальностей, на которые он может претендовать, с количеством выделяемых грантов, а также результатами грантового конкурса прошлых лет. Очень удобно.
– Как это работает?
Допустим, вы являетесь абитуриентом, выбравшим математику и физику в качестве профильных предметов. В информационном листе вы увидите, что можете поступить на 52 различные специальности. По каждой специальности мы прилагаем информацию о том, сколько было подано заявлений в прошлом году, каков был пороговый балл и какими оказались результаты конкурса.
По итогам прошедшего ЕНТ, данная практика действительно помогла многим выпускникам. Ну не будете же вы, имея 80 баллов по итогам экзамена, поступать на юриспруденцию, где пороговый балл на получение гранта составляет 135 баллов?
– Это по бакалавриату. Однако множество вопросов вызывает поступление на магистратуру.
Здесь тоже произойдут изменения. С 2019 года размещение грантов на магистратуру будет проводиться по такому же принципу, что и на бакалавриат.
Что происходит в бакалавриате? Абитуриент выбирает профильные специальности, сдаёт ЕНТ, участвует в конкурсе и, в зависимости от набранных баллов, выигрывает грант. Наряду с грантом он получает сертификат, дающий выпускнику возможность выбрать любой интересующий вуз. Таким образом, гранты выдаются не университетам, а абитуриенту, который затем «отдаёт» свой грант понравившемуся вузу.
Подобная процедура будет проводиться и при приёме на магистратуру – если сейчас гранты получают вузы, которые сами принимают экзамены и принимают решение о зачислении, то теперь мы сделали единый экзамен, проводимый централизованно как ЕНТ, благодаря которому получившие грант абитуриенты смогут самостоятельно выбрать вуз. Принцип «грант следует за студентом». Данный механизм призван обеспечить большую прозрачность и конкуренцию среди вузов.
– Бытует мнение, что выпускники, обучаясь по советской системе высшего образования, оказываются не адаптированными к современным реалиям и, из-за этого, оказываются не трудоустроены. Что вы об этом думаете?
Я считаю, что советская система образования была довольно успешной для своего времени. Однако нужно понимать, что успешной она была для того времени, того экономического уклада. Сейчас условия изменились, изменились требования рынка труда, государства и общества в целом. Социальные институты имеют свойство меняться, то же самое происходит и с вузами.
Высшее образование должно подстраиваться под требования рынка, отвечать на вызовы времени. Поэтому развитие в системе высшего образования всегда будет иметь место, и это, на самом деле, замечательно.
Говорить, что в настоящее время студенты обучаются по советской системе – некорректно. В высшем образовании Казахстана произошли серьезные изменения, и нынешняя система коренным образом отличается от советской.
Большим толчком для развития системы образования стало подписание Болонской декларации в 2010 году. После присоединения к ней был осуществлен полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD. Казахстанские вузы полностью перешли на кредитную технологию обучения.
Сейчас в Казахстане внедряется студентоцентрированное образование посредством выстраивания индивидуальной траектории обучения. Вузы начали уделять большое внимание самостоятельной работе студента – учащиеся могут формировать индивидуальный план обучения, который будет ориентирован на результат, практику и требования рынка труда. Мы уже на «входе» планируем ожидаемые результаты, от которых вытекает содержание обучения – студент получит не просто объём теоретических знаний, а будет иметь навыки и компетенции для практического использования этих знаний.
– А смогут ли студенты выбирать предметы по интересам во время обучения?
Разумеется, да.
Ежегодно во время проведения «ориентационной недели» студенты-первокурсники проходят процедуру регистрации на элективные курсы. Каждый вуз имеет каталог элективных дисциплин, в котором приводится список предметов с их кратким описанием. Студент может выбрать себе курс, преподавателя и интенсивность обучения. Если студент считает, что в этом семестре не сможет изучить пять дисциплин, то он может зарегистрироваться только, к примеру, на три предмета.
В задачи кредитной системы входят как унификация объема знаний, так и максимальная индивидуализация обучения и усиление роли самостоятельной работы.
Кстати, с этого года мы отменили понятие «нормативного срока обучения», который ранее составлял 4 года для бакалавриата. Студент теперь сам сможет определить, сколько лет он будет учиться. Главным критерием для получения степени является освоение образовательной программы и набор 240 кредитов. Всё зависит от выбора самого студента – он может освоить программу за пять лет или же, наоборот, за три года, если будет брать дополнительные летние или зимние сессии.
Более того, со следующего года внедряются понятия «кредитная мобильность» и «окно мобильности», которые предоставят вузам право планировать периоды для выезда студентов на обучение в другие вузы внутри страны, с последующим перезачётом кредитов.
– То есть, для того, чтобы досрочно закончить университет, студенту нужно освоить вузовскую программу, набрав 240 кредитов?
Да, можно сказать и так. Но мы ставим перед собой более широкую цель – мы хотим, чтобы у студента была мотивация получать знания не только в вузе, но и на дополнительных курсах и тренингах. Если студент имеет хороший багаж знаний по определённому предмету, зачем ему изучать то же самое в вузе? Пусть лучше берёт другую дисциплину, которую он знает меньше. Мы хотим, чтобы признавались результаты предыдущего обучения и неформального образования. Здесь мы тоже ничего не придумываем такая практика достаточно распространена в мире.
– Вы имеете ввиду языковые курсы? Или что-то другое?
Это не только языковые курсы – это подход в целом. До этого года в нашем законодательстве не существовало самого понятия «неформальное образование», не говоря уже о его признании. Однако, мы достаточно давно говорим об образовании в течении жизни и накоплении результатов предыдущего обучения.
Чтобы запустить данный механизм, мы утвердили правила признания неформального образования. Так, если студент прошёл определённый курс к примеру, на Coursera или EDX и получил соответствующий сертификат, а объём и содержание данного курса совпадают с образовательной программой вуза, то университет может сделать перезачёт кредитов, чтобы студент не повторял курс снова. То же можно применить к сертификатам IELTS – если у студента есть сертификат с результатом выше 7.0, то вуз может зачесть ему дисциплину «английский язык», чтобы студент мог взять себе другие курсы.
– Планируется ли внедрение специальностей «нового времени» – таких, как дата-аналитик или мехатроник?
В целом, у нас в стране наблюдается тренд на цифровизацию, поэтому нам определённо нужны специалисты в этой отрасли.
Сейчас перед всеми вузами страны стоит задача по внедрению новых образовательных программ из перечня так называемых «профессий будущего».
Уже в текущем году, в университетах Казахстана были разработаны и внедрены более 90 новых образовательных программ: «Smart технологии», «Компьютерная мехатроника», «Анализ больших данных», «Кибербезопасность», «Криптология», «Цифровая криминалистика», «Интеллектуальный анализ данных», «Робототехнические системы», «Программная инженерия», «Цифровая гуманитаристика» и другие.
Еще важно иметь ввиду, что с принятием поправок в закон об образовании, наконец решился вопрос по системному обновлению вузовских образовательных программ – можно сказать, что теперь у них «развязаны руки». В университетах больше не будет типовых учебных программ, кроме общеобразовательных дисциплин, таких как философия, казахский и английский языки, современная история Казахстана, IT и т.п.
Все остальное – а это 80% учебной программы – вузы смогут формировать самостоятельно.
Соответственно, меняется и процедура лицензирования. Теперь лицензирование учебных заведений будет по направлениям, а не по отдельным специальностям, что позволит вузам быстро реагировать на запросы и конъюнктуру рынка, а также открывать новые образовательные программы, не приходя при этом в министерство и не проходя изнурительную процедуру получения новой лицензии.
Планируется, что с января 2019 года будет внедрена процедура ведения реестра образовательных программ, где и будет вестись учет все имеющихся образовательных программ вузов. Принят уже новый классификатор направлений подготовки, который уже не будет документом, строго регламентирующим перечень всех специальностей по которым могут готовить вузы. Отныне в нем будут указаны в укрупненном виде лишь области и перечни направлений подготовки, а сами образовательные программы будут разрабатываться и реализовываться вузами самостоятельно и затем включаться в реестр.
Раньше на процесс открытия новой специальности уходило до трёх лет – за это время они успевали устаревать и терялось время. Сейчас весь процесс происходит в более упрощённом виде: вуз может получить лицензию по направлению, в рамках которого, без дополнительной бюрократии, университет может открыть новую программу и готовить кадры.
В целом, мы планируем, что практически все образовательные программы будут актуализированы до конца 2019 года.
– А что насчёт признания казахстанского образования за рубежом? Везде ли признаются наши дипломы?
В европейском пространстве результаты казахстанского обучения и квалификации должны признаваться по нескольким причинам: мы являемся подписантом Болонской декларации; в нашей системе образования внедрена кредитная технология обучения и система оценивания на основе ECTS; а национальная рамка квалификации (НРК) в целом соответствует Европейской (ЕРК).
Сегодня наши вузы выдают приложение к диплому по европейскому образцу (diploma supplement), а также активно внедряется двудипломное образование с европейскими вузами и развивается академическая мобильность – то есть вузы Европы признают учебные кредиты и результаты обучение полученные в Казахстане. Если говорить проще, наши выпускники бакалавриата, в большинстве случаев, без проблем поступают на магистерские программы в европейских странах.
Также, квалификации и присваиваемые казахстанскими вузами степени признаются за рубежом в рамках Лиссабонской конвенции. Конечно, ещё есть некоторые проблемные вопросы по сопоставимости НРК к ЕРК, однако после завершения работы по страновой самосертификации и выстраивания национальной рамки квалификации, все степени, присваиваемые казахстанскими вузами, автоматически будут признаны во всем Европейском пространстве.
– Планирует ли правительство модифицировать нынешнюю систему высшего образования?
Совершенствование системы высшего образования – это постоянный процесс, и именно этим мы сейчас активно занимаемся. Главная задача сегодня – предоставление большей автономии для вузов, академической, управленческой и финансовой систем, а также повышение качества образования.
Это процесс был бы невозможен без постоянной поддержки со стороны Главы государства – в июле были подписаны поправки в закон об образовании, который регламентирует все изменения.
Однако повышение академической и управленческой свободы предполагает и усиление ответственности вузов.
Если говорить о качестве, здесь также комплекс мер, которые должны обеспечить качество программ. Главным для вузов теперь являются профессиональные стандарты и требования работодателей, на основе которых и будут создаваться будущие образовательные программы. Как было раньше? Раньше были утвержденные типовые программы по всем специальностям и главным было соответствие программ вузов этим типовым программам. Очевидно, что постоянное обновление этих программ не происходило, да и физически это было невозможно, а их качество оставляло желать лучшего. Теперь вуз 80% программы формирует сам, на основе профессиональных стандартов сформулированных самим рынком, а не государственным органом.
В типовые правила деятельности вузов впервые ввелось понятие академической честности – это обязательная проверка всех письменных работ студентов на заимствования – антиплагиат. Все рефераты, эссе, курсовые или дипломные работы отныне обязательно будут проходить такую проверку. Просто скачать из Интернета или же другими путями найти любую письменную работу больше не получится. Студенты должны понимать, что это не временная мера, поэтому должны приучиться готовить работы самостоятельно.
Летом этого года ректорами ведущих вузов страны было инициировано создание Лиги академической честности, в которой вузы добровольно, в числе прочих мер, приняли на себя обязательства по ежегодному ужесточению требований по оценке учебных достижений студентов.
Ведь одной из проблем в системе вузовского образования является низкая академическая требовательность к студентам.
Посудите сами, сложившаяся система высшего образования направлена на тщательный отбор абитуриентов при поступлении в вузы, и практически полное отсутствие отчислений во время обучения. Анализ показывает, что, в среднем, процент доводимости или выпуска студентов у нас составляет 93%. Из оставшихся 7% отчисляемых студентов, всего 2% покидают вуз из-за низкой успеваемости. Большинство студентов отчисляются за потерю связи с вузом – иначе говоря, за то, что просто перестали ходить на занятия.
Мировой опыт показывает очень противоречивую статистику – трудно найти однозначную корреляцию между уровнем доводимости и успехами системы подготовки кадров. Тем не менее, по данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития, в США и Европе доводимость студентов составляет не более 50%, в России – не более 81%. А теперь сравните эти показатели с нашими 93%. Как бы там ни было, очевидно, что необходимо повышать академическую требовательность к студентам.
Ряд казахстанских вузов, кстати говоря, довольно успешных, уже на протяжении нескольких лет практикуют эту систему. Как следствие, их выпускники являются одними из самых востребованных на рынке труда.
Именно поэтому, повышение ответственности самих вузов, требовательности к студентам и к качеству преподавания, обеспечение прозрачных процедур при приёме студентов, найме на работу или оценке результатов обучения, проверка всех письменных работ на антиплагиат – всё это прописано в основных принципах Лиги. Вкупе с другими системными мерами, предпринимаемыми МОН, данные решения окажут существенный вклад в развитие нашей системы высшего образования.
На текущий момент, в Лигу уже вступило несколько десятков университетов, включая национальные, которые представляют около 40% всех студентов Казахстана.
– Не будет ли перегибов с отчислениями студентов, чтобы добиться нужных показателей?
Тем, кто учится хорошо, сдают экзамены и будут подтверждать свои знания, нечего бояться. Однако существуют примеры, к сожалению, довольно распространённые, когда студенты не посещают пары, а потом каким-то образом сдают сессии. Не признавать это было бы неправильно. В итоге, такой выпускник получает диплом, не имея никаких специализированных знаний. С этим нужно бороться.
Один из способов борьбы с такими «специалистами» это независимая система сертификации, являющаяся одним из важных элементов Национальной системы квалификаций. Она направлена на оценку компетенции выпускников – поэтому для оценки результатов обучения и уровня подготовленности, дипломированному студенту необходимо будет пройти сертификацию, прежде чем устроиться работу.
Это позволит работодателям удостовериться в соответствии компетенции кандидата на претендуемую профессию и квалификацию. То есть, наличие диплома не будет давать право на трудоустройство и это коснётся ряда регулируемых профессий с 2021 года.
К слову, данная процедура уже успешно зарекомендовала себя и внедряется в ряде стран ОЭСР (Австралия, Великобритания, Ирландия, Норвегия, Турция, Финляндия, Республика Корея). Например, вы можете закончить юриспруденцию, но этот диплом не дает вам право быть адвокатом – для того, чтобы стать адвокатом надо сдавать специальный экзамен, который будет проводиться независимой организацией, такой, как коллегия или ассоциация адвокатов. Или по аудиторам – диплом аудитора не дает право заниматься аудиторской деятельностью. Для этого тоже нужно пройти сертификацию в ассоциации аудиторов. Так же и с медициной – то, что ты получил диплом об окончании медицинского университета, не дает право работать врачом – для этого нужно пройти специальный экзамен, и при условии получения сертификата, можно работать как по данной профессии, так и по целому ряду направлений.
Кстати, в нашей стране институт сертификации уже начал работать в области медицины, права, финансов и др. Эта система уберет из рынка слабые вузы и программы – все будут знать, что если выпускники таких вузов не смогут подтвердить свои квалификации, то не смогут трудоустроиться.
Еще одна мера – это отмена дипломов государственного образца и выдача каждым вузом собственных дипломов. Такая норма уже внесена в законодательство и начнет действовать через 3 года. В случае, когда за дипломом стоит не государство, а имя и репутация конкретного вуза, рынок будет оценивать диплом конкретного вуза. Вузы, которые не обеспечивают необходимое качество, а рынок сразу это видит, будут естественным образом закрываться.
Важное значение для нас имеет вводимый рейтинг программ вузов, который проводится РПП «Атамекен». Видя, что по результатам рейтинга работодателей программа вуза на 85 месте из 85, и их диплом не котируется рынком, абитуриент вряд ли выберет этот вуз для обучения.
Кроме того, важным показателем становится трудоустройство выпускников – если у вуза по тем или иным специальностям низкий процент трудоустройства выпускников, министерство будет отзывать лицензии по этим специальностям. Сейчас государство почти не выделяет госзаказ юристам, но, тем не менее, на платной основе поступает большое количество абитуриентов, которые бывают не востребованы рынком.
Создание критерия по трудоустройству, в числе прочих, решает проблему подготовки востребованных рынком специалистов. Вуз будет думать дважды, прежде чем брать на обучение студента даже на платную основу, потому как, если будет малый процент трудоустройства, это приложение к лицензии будет отозвано.
Существует также проблема излишней зарегулированности, бюрократических процедур и излишнего бумаготворчества, которыми страдает и система высшего образования. Это мешает преподавателям и негативно влияет на качество. МОН не требует отчетов, заполнения преподавателями разных форм и бумаг – сейчас мы передали от МОН вузам 16 дополнительных компетенций, касающихся решения оперативных и процедурных вопросов, и теперь будем проводить работу по решению данной проблемы.
Ну и усиление академических требований к студентам, внедрение академической честности и антиплагиата, принцип гибкости в составлении программ и академическая самостоятельность, о чем я уже выше говорил, также работают на обеспечение качества.
– Насколько быстро мы сможем увидеть результаты нововведений в систему высшего образования?
Поправки в закон об образовании были подписаны Главой государства в июле, а сам законопроект долго и тщательно рассматривался в нашем Парламенте, вызывая много дискуссий. Как человек, который непосредственно занимался данным законопроектом, я считаю, что обновлённые нормы станут новой вехой в истории развития системы высшего образования в Казахстане.
До конца октября нами будут приняты все подзаконные нормативные правовые акты, и уже до лета 2019 года мы планируем обновить образовательные программы всех вузов страны.
Бесспорно, в образовании сложно добиться быстрых побед и результатов, однако новые изменения обязательно повлияют на качество образования в будущем – я в этом не сомневаюсь.